Южная Осетия:
пятилетие грузинского нападения и контуры будущего развития
Андрей АРЕШЕВ, 07.08.2013
Памятные мероприятия по случаю пятой годовщины грузинского нападения на Южную Осетию пройдут в столице республики Цхинвале и в районах 7 и 8 августа.
В первый из двух дней планируется провести две акции: «Будем помнить все…» и «Живой свет памяти». Первая начнётся у разрушенного здания российского батальона Смешанных сил по поддержанию мира, продолжится у села Тбет, в «Музее сожжённых душ», и завершится на Театральной площади в Цхинвале. Акция «Живой свет памяти» состоится также на Театральной площади ближе к полуночи.
8 августа в столице республики пройдёт выставка фотографий, запечатлевших события августовской агрессии. Далее мероприятия продолжатся на улицах Цхинвала – к местам гибели защитников города будут возложены венки.
Кроме того, пройдёт церемония закладки камня под мемориальный комплекс Защитникам Отечества. Памятные мероприятия состоятся и в Москве…
В течение времени, пролетевшего с горячих августовских дней 2008 года, достоянием общественности стало множество материалов, позволивших восстановить ход событий буквально по минутам.
Под напором неопровержимых фактов и свидетельств очевидцев (в том числе и грузинских) поддержанная Западом пропагандистская машина Михаила Саакашвили стала давать сбои, пока окончательно не сломалась.
Напомним лишь тот факт, что первоначально командующий грузинскими «миротворцами» Мамука Курашвили заявил о проведении грузинской армией операции по «восстановлению конституционного порядка».
На 13 часов 8 августа в Цхинвале готовился «парад победы», для которого уже было заготовлено всё необходимое. По свидетельству бывшего главы канцелярии грузинского правительства Петре Мамрадзе, в Цхинвале планировалось выступление Саакашвили по образцу его батумской речи 2004 года после отстранения от власти Аслана Абашидзе. Он должен был произнести фразу: «Дорогие мои соотечественники — грузины и осетины, Кокойты бежал, Цхинвали свободен!»
По оценке тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева, «те формы, в которых проходили действия грузинской стороны, иначе как геноцидом назвать нельзя, потому что они приобрели массовый характер и были направлены против отдельных людей, гражданского населения, миротворцев, которые выполняли свои функции по поддержанию мира».
Так, уже в первые часы агрессии был разгромлен южный городок миротворцев, погибли российские граждане, что означало де-факто объявление войны России.
И только встретив отчаянное сопротивление осетинских ополченцев, на помощь которым спустя некоторое время выдвинулись подразделения российской 58-й армии, грузинская сторона начала спешно «менять пластинку».
Именно тогда и появилась версия о «вторжении с севера», в одночасье подхваченная глобальными СМИ и впоследствии тихо сошедшая на нет.
Даже смешно предположить, что западные лидеры не были в курсе подготовки неудавшейся операции по захвату Цхинвала, о которой российские эксперты предупреждали как минимум за несколько месяцев до того, как первые грузинские снаряды обрушились на мирно спящий город.
Трагические события августа 2008 года и скоротечный российско-грузинский конфликт мастера «большой игры» попытались превратить в инструмент дестабилизации Кавказского региона, включая и его российскую часть.
Однако признание Российской Федерацией Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых государств позволило в корне переломить ситуацию.
По словам Сергея Лаврова, конфликт между Грузией и Южной Осетией 2008 года, а также последующие заявления президента Грузии Михаила Саакашвили привели российскую сторону к выводу о том, что «другого пути, кроме признания независимости, для обеспечения безопасности и выживания народов… не было».
Вот уже пять лет Республика Южная Осетия (РЮО) живёт в мире и безопасности, без страха постоянных обстрелов и провокаций, делавших до 2008 года повседневную жизнь жителей Цхинвала и других населённых пунктов невыносимой.
Дислоцированная в Цхинвале и Джавском районе российская военная база надёжно защищает Южную Осетию от открытой вооружённой агрессии, а меры по укреплению приграничной безопасности – от провокаций более мелкого калибра.
Пятилетие августовской трагедии проходит в преддверии очередного цикла президентских выборов в Грузии, итогом которого станет окончательный уход от власти одиозного Михаила Саакашвили.
Впрочем, несмотря на то что по результатам прошлогодних парламентских выборов в Грузии к власти пришли в том числе и более умеренные политики, значительные проблемы остаются. Бидзина Иванишвили хотя и надеется на встречу с президентом России, но вместе с тем признает, что непонимание между Москвой и Тбилиси в обозримом будущем никуда не исчезнет.
Не прекращаются споры вокруг демаркации государственной границы между Южной Осетией и Грузией, курс официального Тбилиси на тесный военно-политический союз с Западом остаётся в целом неизменным, не исключены попытки актуализировать проблему беженцев и вынужденных переселенцев.
В то же время статус независимого государства позволяет Южной Осетии участвовать в любых международных и региональных консультационных механизмах в качестве полноправного субъекта внешнеполитической деятельности.
В течение пяти лет не удалось полностью залечить раны, нанесённые вооруженным конфликтом, объекты социально-экономической инфраструктуры республики восстановлены лишь частично.
Особенно острые проблемы – в ряде отдалённых сёл. Сохраняются тревожные тенденции оттока населения за пределы республики, вопрос будущего политического статуса которой, как оказалось, всё ещё является предметом дискуссий.
Именно об этом говорит недавнее выступление президента РЮО Леонида Тибилова, заявившего, что объединение с Российской Федерацией является его миссией в течение всего президентского срока.
Многие, хотя отнюдь не все, с главой государства согласны, но такая постановка вопроса содержит, разумеется, не только внутренний, но и международный аспект, предполагающий углубление двустороннего сотрудничества при сохранении существующего статус-кво.
Поддержка независимости Абхазии и Южной Осетии – пути, избранного их народами на рубеже 1980-х – 1990-х годов и неоднократно подтверждавшегося на выборах и референдумах, – являлась важной составляющей российского внешнеполитического курса в течение всех последних пяти лет.
Остаётся она таковой и сегодня, и в обозримом будущем, предполагая, естественно, в рамках общего сотрудничества РЮО с Россией и укрепление связей Южной Осетии с Северной Осетией.
Решения по вопросам будущего Южной Осетии посол России в Цхинвале Эльбрус Каргиев называет «без преувеличения судьбоносными».
Республика не может постоянно дотироваться Россией, и в связи с этим ключевое значение приобретает переход от практики латания дыр к выработке эффективных механизмов развития экономики с выбором соответствующих приоритетов.
Это, безусловно, в полной мере должны будут учесть авторы новой инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии на 2014–2016 годы.
Уже сейчас акцент в реализации отдельных проектов смещается с финансовой помощи на поставку оборудования, что позволит избежать скандалов, связанных с нецелевым использованием выделяемых средств.
По словам Э. Каргиева, речь идёт о том, чтобы «с учетом российского опыта совместно выработать новые подходы к определению путей и приоритетов экономического развития Южной Осетии».
Именно этому было посвящено недавнее заседание двусторонней межправительственной комиссии, прошедшее, как отмечают многие наблюдатели, в непростой, но деловой атмосфере. Пока же эффективному использованию имеющихся ресурсов мешают не только последствия многолетнего конфликта (включая морально-психологические), но и нерешённость ряда вопросов как общего (скажем, законодательство), так и частного характера.
Сохранившиеся на территории Южной Осетии предприятия не имели и не имеют опыта работы в рыночных условиях; вместе с тем идущий в России процесс переосмысления либеральных экономических догм делает задачу взаимного согласования не только законов, но и, скажем, практик ведения бизнеса ещё более актуальной. То же самое касается упрощения таможенных процедур, крайне важного для доступа сельскохозяйственной продукции из Южной Осетии (условия для производства которой в заметных масштабах ещё только предстоит создать) на рынки Северного Кавказа и других российских регионов.
Выстраивание эффективных механизмов экономического взаимодействия в Южной Осетии, грамотное инвестирование в отдельные отрасли экономики имеют важное значение с точки зрения создания привлекательной модели сотрудничества России с приграничными государствами – причём далеко за пределами Кавказского региона.
Мир и безопасность, пришедшие на землю Южной Осетии после августа 2008 года, создали для этого необходимые предпосылки.
Андрей АРЕШЕВ
Эксперт Фонда стратегической культуры, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института Востоковедения РАН
http://www.fondsk.ru/news/2013/08/07/uz … 21941.html